Рейтинг: / 1
- Подробности
-
Родительская категория: Деятельность фонда
-
Категория: Поездки
-
Опубликовано 23.05.2015 14:16
-
Просмотров: 2636
Фонд совершает поездки в Муром
Что в первую очередь приходит в голову , когда вспоминаешь о Муроме?
“На муромской дорожке стояли 3 сосны…”. Ну сосен там не 3, а 333 в периоде. Правда, из этих сосен может получиться неплохой брус, но мы сейчас говорим не о соснах, а о Муроме.
“В заповедных и дремучих страшных муромских лесах…” – опять не то. Всяка нечисть конечно бродит тучей, но не совсем там и не сказать, чтоб сейчас.
“Из того ли из города, из Мурома, из того ли из села из Карачарова выезжал удаленький дородный добрый молодец…” – вот это уже очень близко к теме, но и с этим пока повременим.
А начать стоит с “Повести Временных лет”, гласящей о пяти древнейших русских городах: “а по тем городам… перьвии насельници в Новегороде словене, … в Ростове меря,… в Муроме мурома.
Получается, что Муром на добрых 300 лет старше Москвы. Кстати, о столице нашей родины. Муром отстоит от неё на целых 300 км. Чтобы добраться туда, надо пересечь половину Московской и всю Владимирскую область вплоть до берегов Оки. А за Окой начинается нижегородская земля.
Несмотря на столь почтенный возраст, город не может похвалиться особо древними памятниками. Самые старые постройки Мурома относятся к XVI веку – ко временам Иоанна Васильевича IV Грозного. Конечно, это старина. А как же с древностями? Если не искать их материального воплощения, а остановиться на духовных, то с ними всё прекрасно. Ведь Муром – это и страстотерпец князь Глеб, вместе с братом своим Борисом первым на Руси причисленный к лику святых, и покровители семьи и брака святые Пётр и Феврония, и, конечно же, Илья Муромец. Несмотря на множество действительно святых подвижников, жители Мурома приобрели репутацию “святогонов”. Уж слишком часто они изгоняли тех, кто нёс им слово Божие.
Начнём хотя бы с князя Глеба, который, по повелению отца своего Владимира Красно Солнышко, пришёл в Муром на княжение. Прибыл он сюда не как завоеватель, а как просветитель. ” И егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и ещё тогда неверние быша людие и жестоци, и не прияша его на княжение и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же отъеха от града 12 поприщ и там пребываша до преставления святаго отца его.” Глеба, также как и его старшего брата Бориса, заманил в ловушку и убил князь Святополк, усыновлённый Владимиром Святославичем. . Он хотел воссесть на Киевском столе вместо законных наследников князя Владимира Красно Солнышко. За убийство Бориса, Глеба и их брата князя Святослава он получил прозвище Окаянный, т.е. “Окаиненный” – убивший братьев своих подобно тому, как Каин убил Авеля. Святополк был разгромлен новгородским князем Ярославом Мудрым, бежал и “сгинул в пустыне промеж Ляхи и Чехи”. Почитание Бориса и Глеба началось ещё при Ярославе Мудром, а в середине XI века они были причислены к лику святых.
Возможно, что князь Глеб отошёл от града не на 12, а всего лишь на 2 поприща. В этом случае следы княжьего двора стоит искать на месте нынешнего Спасо-Преображенского монастыря, одного из старейших на Руси. Первое довольно туманное упоминание о нём относится к 1095 году, когда жители города “положиша в монастыри Святаго Спаса” убитого князя Изяслава, сына Владимира Мономаха. Летописцы вновь вспомнили о монастыре лишь спустя… 4 с половиной столетия во времена Ивана Грозного (1554 г). Государь повелел построить в обители каменный храм и наделил её землями. Спасо-Преображенский собор, построенный по повелению Государя, сохранился по сей день.
Обок с собором стоит Преображенская церковь. Сама по себе она простенькая, хоть и построена в эпоху дивного русского узорочья (1691 г). Зато пристроенные к ней шатровая колокольня и башенка-сень чудо как хороши.
Ещё в монастыре есть несколько современных часовен. “Военная” часовня во имя св. Георгия Победоносца , покровителя русского воинства…
Часовня-костница. В ней ниже уровня земли уложены останки, найденные в монастыре во время реставрации и работ по благоустройству.
Часовня “иконы Богородицы Спорительницы хлебов” выглядит довольно невзрачно, зато именно в ней освящается и монастырский хлеб(очень вкусный), и знаменитые муромские калачи. Монастырской братии удалось отыскать рецепт и возобновить их выпечку. За калачами идти вдоль западной монастырской стены мимо надвратной церкви Кирилла Белозерского и зайти в дверь в красной монастырской стене.Калачи пользуются заслуженной популярностью и если припоздниться, то их вам не достанется. Придётся утешаться тем, что на муромском гербе изображено аж 3 калача
Прежде, чем покинуть монастырь, стоит обратить внимание на настоятельские покои. Их облик с одной стороны говорит о XVII веке, с другой – о недавней “фундаментальной” реконструкции. И то и другое истинно: митрополит Сарский и Подонский Варсонофий построил их ещё в 1697 году, но 200 лет спустя они пришли в ветхость. Пришлось перекладывать своды, переделывать печи, полы, двери и окна. Спустя ещё 100 лет благодаря “созидательной” деятельности советской власти покои вновь пришли в упадок и были так же “фундаментально” реставрированы.
Маленькая главка напоминает о домовой церкви святителя Василия Муромского и Рязанского, устроенной в настоятельских покоях в 1996 году. Епископ Василий Муромский принадлежит к числу подвижников, изгнанных из города местными святогонами. Он прибыл в город в 1285 году. О его жизни в Муроме мало что известно. Однажды кто-то распустил слух о том, что в доме епископа видели молодую женщину. Жители не поверили заверениям Василия о его невиновности и приказали ему убираться прочь. Тогда Василий взял с собою муромскую икону Богородицы, вышел на берег Оки, расстелил на воде свою мантию, ступил на неё и бурным ветром был перенесён в Рязань. Так муромцы разом утратили чудотворную икону, святого епископа и первенство над Рязанью. Ведь вместе с Василием в Рязань перенеслась и епископская кафедра, что укрепило её, как центр независимого княжества. Случилось это в 1288 году.
Вот и пришла пора вернуться к “удаленькому дородному добру молодцу, что заутреню стоял во Муроме, а к обеденке хотел поспеть во Киев-град”. Имя его Илья Муромец. В русском эпосе известно 15 былин об Илье Муромце, русский богатырь Илья упоминается и в германских сказаниях XIII века. Документальных свидетельств об Илье сохранилось мало. Доподлинно известно, что богатырь по имени Илья и по прозванию “Чобиток” принял монашество в Киево-Печерском монастыре, где и был похоронен в 1188 году. В 1643 году Илья был канонизирован в числе 70 других угодников, покоящихся в пещерах Киево-Печерской лавры.
Комиссия Минздрава тогда ещё УССР провела исследования мощей Ильи Печерского в 1988 году. Полученные данные удивительным образом совпадают с содержанием былин об Илье Муромце. Этот человек страдал в детстве параличом конечностей, что совпадает с историей о том, что Илья Миромец “сиднем сидел” 30 лет и 3 года. Рост его около 180 см, совершенно “богатырский” по тем временам. Скончался он в возрасте от 40 до 55 лет от раны, нанесённой, копьём в область сердца. Этот факт легко связать с былиной “О битве на реке Калке”, в ходе которой пали на поле брани русские богатыри.
Скульптор Вячеслав Клыков создал памятник Илье Муромцу, установленный в Муроме в 1999 году. (фото скверное – сделано 4 года назад мыльницей в сумерках)
В городе можно встретить и “настоящего” былинного богатыря, если позаботиться об этом заранее, позвонив в муромский музей.
Илья Муромец встречает гостей неподалёку от Вознесенской церкви, одной из 7-и, уцелевших в городе, не считая монастырских. Деревянная Вознесенская церковь впервые упоминается в 1573 году. Нынешняя каменная относится к 1729 году. Построили её на пожертвования городских чиновников: бургомистра Смольянинова, комиссара Названова и бывшего подъячего Герасимова. В 1922 году другие “комиссары” разграбили церковь, а позже, сломав главы и колокольню, устроили в ней начальную школу. В 1999 году церковь вновь освятили, а сейчас она полностью восстановлена.А ещё отсюда происходят наши святые покровители любви, семьи и брака Петр и Феврония Муромские. Про святого Валентина все слыхали? Так он вообще то святой католический. Сказание о Петре и Февронии долгое, посему постараюсь остановиться на самой сути его.
Правил некогда в Муроме благоверный князь по имени Павел. Нечистый, желая искусить его, послал к жене Павла крылатого змея на блуд. Этот змей принимал облик самого князя и жена не могла ему противиться, хоть и призналась во всём мужу своему. Князь не знал, как одолеть змея и сказал жене: “обольщая, спроси змея, ведает ли он сам, отчего ему смерть должна приключиться? Жене княжеской удалось выведать у змея о его смерти. Сказал тот, что погибнет он от Петрова плеча и от Агрикова меча.
Был у князя Павла родной брат Пётр. Павел передал ему слова змеиные и понял Пётр, что это ему суждено с гадом ползучим расправиться. Одно смущало княжьего брата: он и слыхом не слыхивал об Агрикове мече. Однажды за городом явился Петру отрок и указал, где в церкви промеж каменных плит лежит Агриков меч. Найдя меч, стал он искать случая убить злокозненного змея.
Однажды, повидав своего брата Павла, отправился Пётр отдать поклон княгине, снохе своей, и в княгининых покоях вновь узрел своего брата. Понял Пётр, что у княгини сидит лукавый змей в человечьем обличье и хочет змей, чтобы убоялся Пётр убить брата своего. Ударил он змея в образе брата Павла Агриковым мечом, тот принял своё мерзостное обличье, зашипел и издох, обрызгав Петра своей ядовитой кровью. Пётр покрылся струпьями и язвами и охватила его тяжкая болезнь. Пытался он найти исцеления у врачей муромских, но ни один не помог ему.
Прослышал Пётр, что в рязанской земле много искусных врачевателей и повелел везти его туда, сам он ехать верхом уже не мог. В деревне Ласково его гридень нашёл девушку по имени Феврония, которая согласилась вылечить князя, если тот женится на ней. Князь Пётр с пренебрежением отнёсся к словам девицы, велев передать ей:” Пусть лечит, как умеет, если вылечит – возьму её в жены.” Девица велела, чтобы пошёл князь в баню, а после паренья намазал струпья и язвы мазью, которую она даст. А один струп пусть оставит не помазанным и будет здоров. Выйдя из бани, Пётр уже почувствовал себя здоровым, а наутро все струпья исчезли. Слово своё князь не сдержал, не захотел он жениться на Февронии из-за низкого происхождения, послал он ей богатые дары, а сам уехал в Муром. И там болезнь вновь настигла его . Устыдился тогда Пётр, вернулся к Февронии, а та молвила ему, что он исцелится, если возьмёт её в жены. Так и стала Феврония княгиней.
Через недолгое время умер Павел и князем в Муроме стал его брат Пётр. Бояре муромские не любили Февронию за низкое происхождение и порешили изгнать её из города. Тогда Пётр отправился в изгнание вместе со своею женой. Поплыли они в ладье по Оке и оказался среди княжеских слуг человек, возжелавший Февронию. Она, обладая даром прозорливости, почувствовала его вожделение и приказала зачерпнуть воды с одного борта и с другого борта и испить её. Тот, недоумевая, выполнил то, что велела княгиня. Тогда спросила его Феврония, одинакова ли вода на вкус. “Одинакова, госпожа!” – ответил он. “Так и естество женское одинаково. Зачем же ты, позабыв о своей жене, о чужой помышляешь?” – отвечала ему Феврония.
Отплыв недалеко от Мурома, остановились Пётр и Феврония на ночлег. А уже наутро явились к изгнанникам бояре и молили их вернуться обратно, ибо началась в городе смута и многие вельможи друг друга смертию убили. Князь и княгиня, не держа на муромцев зла, вернулись в город и правили по законам и заповедям. Был Пётр муромцам добрым отцом, Феврония – ласковой матерью.
Незадолго до кончины приняли они монашество. Пётр был наречён Давидом, а Феврония – Ефросиньей. Заготовили они себе общую домовину с тонкой перегородкой внутри. Господь дал им высшее супружеское счастье – они умерли в один день. Решили тогда люди, что невместно монаху и монахине лежать в одном гробу и похоронили их в разных местах. Но тела их чудесным образом соединились в общем гробу и никто уже не посмел посмертно разлучить их.
Мощи святых Петра и Февронии с 1992 года находятся в Троицком Новодевичьем монастыре, стоящем на месте Борисоглебского храма, построенного Константином Муромским в конце XI века. В этом храме молился перед изгнанием епископ Василий. В 1643 году на средства купца по прозвищу Богдан Цветной был построен каменный Троицкий собор в стиле дивного узорочья.
5-ю годами позже Богдан Цветной купил землю вокруг церкви и пожертвовал её на строительство женского монастыря. В том же году освятили надвратную Казанскую церковь.
В советское время монастырь был закрыт, наступила “мерзость запустения”. В бывших кельях устроили коммуналки, где было немало людей с уголовным прошлым. По вечерам муромцы опасались ходить вокруг монастыря. Глядя на отреставрированные храмы, ухоженную территорию и чувствуя благодатную атмосферу в стенах обители, трудно поверить, что 20 лет назад всё начиналось с вывоза десятков кубометров мусора и… поджогов новых муромских “святогонов”. На фото деревянная церковь Сергия Радонежского, а на заднем плане храмы мужского Благовещенского монастыря.
Благовещенский монастырь, расположенный рядом с Троицким, находится на месте древнейшей муромской святыни – Благовещенского храма, построенного князем Константином в 1097 году. Во время Казанского похода Иоанн Грозный молился в Благовещенской церкви и дал обет в случае победы поставить здесь церковь каменную. Во время строительства в 1553 году были обретены мощи князей Константина, Михаила и Федора муромских чудотворцев. Спустя примерно 110 лет Благовещенский храм перестроили на средства уже знакомого нам купца Богдана Цветного, настоящее имя которого – Тарас Борисович. Цветным его прозвали скорее всего за то, что он торговал краской. Вскоре Богдан Цветной постригся в монахи в этом монастыре.
В 1812 году в стенах Благовещенского монастыря укрывались от “нашествия галлов, а с ними двунадесяти языков” важнейшие русские святыни: Владимирская и Иверская иконы Богоматери. Тогда же монастырь был обнесён каменной стеной.
Из приходских церквей Мурома интересен храм Николы Мокрого или Набережного, построенный в Петровское время в архаичных формах начала XVII века.
На благоустроенном участке Окской набережной стоит храм во имя Козьмы и Демьяна, очень редкого на Руси шатрового типа. По преданию, церковь построили на месте царского шатра, откуда Иван Грозный 10 дней наблюдал за переправой русского войска, шедшего на Казань. Вероятно, зодчим церкви был Постник Яковлев по прозванию Барма – строитель собора Василия Блаженного в Москве. Шатёр церкви рухнул в 1868 году и был восстановлен 150 лет спустя – в 2008 году.
В центре Мурома рядом с незатейливыми купеческими домами…
выделяется водонапорная башня, построенная для городского водопровода в 1864 году стараниями муромского городского головы Алексея Викторовича Ермакова. При нём уездный Муром выгодно отличался от большинства провинциальных городов. Улицы были замощены булыжником, на площадях устроено 16 водоразборных фонтанов. Стараниями Ермакова в городе были построены сиротский, приют, театр, казармы для войска, телеграф, а деревянный ермаковский водопровод проработал 100 лет, до 60-х годов ХХ века.